– Юрий Львович, что такое герб и кому его положено иметь?
– Каждое государство имеет символы своего суверенитета, то есть главные отличительные знаки – герб, флаг, гимн. Своя символика есть не только у страны, но также у городов, районов и сельских поселений, имеющих статус муниципального образования. По определению русского историка-геральдиста Юрия Арсеньева, герб становится гербом лишь в том случае, если он утвержден высшей государственной властью как постоянный и неизменный. Так вот сегодня высшей государственной властью, а именно Геральдическим советом при президенте РФ, ведется Государственный геральдический регистр Российской Федерации. Поимо государственного, в него вносятся официально утвержденные гербы и флаги субъектов РФ, муниципальных образований и военных подразделений определенного уровня.
– Почему же в таком случае не все наши города и районы обзавелись официальной символикой?
– Потому что по закону ее наличие является правом, а не обязанностью. У кого-то нет желания думать в этом направлении, у кого-то средств, у кого-то смелости, кто-то просто не дозрел. Но области и города без символики обезличены. Если наш губернатор даст указание всем создать гербы и зарегистрировать их, мы совершим большое дело. Я живу надеждой полностью закрыть геральдическое поле Кузбасса, как в свое время сделала Челябинская область, Краснодарский край, Ямало-Ненецкий АО и другие субъекты России.
– Наш регион далек от этой конечной цели?
– На сегодняшний день из 34 муниципальных образований Кемеровской области официальную символику имеют 25, а 9 пользуются незарегистрированными или несоответствующими геральдическим канонам гербами. Это Беловский, Прокопьевский, Таштагольский, Юргинский районы, города Березовский, Кемерово, Осинники, Прокопьевск, Тайга и собственно сама Кемеровская область. В 2002 году, когда я только начинал свою геральдическую деятельность, в регистре находилось всего два кузбасских герба. 16 лет назад местные власти задумали привести в порядок городскую символику. Собрали людей, которые что-то понимают в геральдике. Тогда-то, в начале двухтысячных, и была утверждена и зарегистрирована большая часть наших гербов.
Осталось доработать чуть меньше трети. Сегодня наблюдается некоторое движение в этом направлении в Кемерове и Юргинском районе.
– Что не так с кемеровским гербом?
– В нем сосредоточена масса геральдических ошибок. В поясе герба города Кемерово лежат колосья. Это символ неубранного урожая. По каким причинам его не убрали? Да и вообще какая взаимосвязь между колосьями и областным центром? «У нас есть два крупных агропромышленных предприятия», – сказал мне при встрече глава города Илья Середюк. Это здорово, конечно. Но не запихивать же их в городской герб, где должно быть 1-2, максимум 3 символа. Что такое полушестерня? Это символ разрушенной промышленности. Тоже не внушает оптимизма. Единственное, что можно было бы оставить в этом гербе, это реторту. Всё остальное нужно менять. В гербе не должно быть названия. Цвета в поле щита не должны соприкасаться друг с другом, а быть разделены металлами (золотом или серебром). И наоборот – металлы должны быть разделены цветами. Таково основное правило геральдики. Глава города попросил привести герб в соответствие с геральдическими правилами, но основные элементы герба пожелал оставить неизменными. Геральдисты пробуют ликвидировать эти недостатки. Но все равно герб получается так себе.
– Как вы видите судьбу кемеровского герба?
– Его нужно переделывать. Или серьезным образом дорабатывать. Я предлагал свой вариант, но он не был утвержден. В геральдике принято идти от названия. Есть названия городов гласные, например, город Изюм. Там кроме изюма на гербе ничего нет. Есть полугласные – это наш Междуреченск и Крапивинский район. Чтобы соблюсти гласность, я предлагал на гербе Кемерова (бывшего Щегловска) изобразить щегла, который держит в когтях ключ от несметных богатств земли Кузнецкой. Геральдисты мою идею оценили, но многие функционеры подумали, что это шутка – на гербе мощного промышленного города какая-то птичка. Но я сильно не расстроился. Мой не взлетевший на гербе Кемерова щегол нашел свое воплощение в гербе сельского поселения Щегловское Кемеровского района. В апреле он был внесен в Государственный регистр РФ, со дня на день мне должны сообщить его номер. Когда Щегловскому сельскому поселению будут вручены свидетельства на герб и флаг, оно станет пятым муниципальным образованием второго уровня в Кемеровской области с зарегистрированной символикой. Помимо него в регистр внесены гербы и флаги районного поселка Яя, города Гурьевска, который подчинен Гурьевскому району, городского поселения Шерегешское и сельского поселения Сусловское Мариинского района.
– Вы сказали, что определенная работа ведётся в Юргинском районе.
– Да, по этому району сейчас работаем, причем довольно продуктивно. Пока там ломаются копья и ведутся активные обсуждения. Проблема в том, что это обычный сельскохозяйственный район. Единственное, что его выделяет – он находится на стыке трех дорог. Поэтому мы предложили показать три путеводные звезды. Местные власти захотели видеть в гербе района сноп, мы согласились. Поэтому отработали геральдическую прорисовку снопа с девятью колосками, по количеству муниципальных образований. Тут встал вопрос о том, что, возможно, через год-два сельские поселения будут сокращены. Я объяснил, что раз на момент принятия символики их было девять, то и колосков должно остаться девять. Герб долговечен, он не меняется на каждый чих. В общем, власти Юргинского района торопятся и очень хотят пробиться со своим проектом на ближайшую сессию Геральдического cовета. Может быть, получится.
– Не так давно был утвержден и зарегистрирован обновленный новокузнецкий герб. Почему он вызвал такое большое количество споров?
– Необходимость разработки нового герба была связана с тем, что прежние гербы 1973-го и 1998 годов не получилось утвердить в Геральдическом совете. Потому около года назад было принято решение о создании нового герба, соответствующего всем геральдическим канонам. Герб приняли и даже утвердили, но народной любви он не сыскал. Его раскритиковала и общественность, и геральдисты. Причем начали делать это еще до его появления.
Недовольства высказывались и по поводу элементов, и по композиционному решению символа. Да, я согласен с тем, что он перегружен. На нем изображено сразу два животных – это скачущий конь, как напоминание былой принадлежности города Томской губернии, и красная лисица – признак сибирскости. В центре герба находится щиток с кузней, которым, на мой взгляд, можно было бы и ограничиться. Но авторы решили обогатить его. Добавили цветочки, напоминающие о первоначальном названии в новообразованном Городе-саде. И в поясе герба – Кузнецкая крепость. Но знаете… Мне этот герб нравится. Он явно перегружен, но красив.
– Как бы то ни было, его зарегистрировали. Значит, геральдические правила были учтены. Непонятно вот еще что – как так получилось, что гербы большинства кузбасских городов региона находятся в регистре, а сама Кемеровская область оказалась без официальной символики?
– Впервые герб Кузбасса пытались зарегистрировать в 1992 году. Однако представленные варианты получили отрицательное заключение Государственной герольдии при президенте России. В 1997 году был объявлен конкурс, на который представили 27 вариантов герба. Конкурсная комиссия отобрала три из них. Затем депутаты областного Совета остановились на одном, который и был утвержден 7 июня 2002 года Законом Кемеровской области №9-ОЗ «О внесении дополнений и изменений в Закон Кемеровской области от 07.06.2002 №42-ОЗ «О символике Кемеровской области», а также законом Кемеровской области «О символике Кемеровской области». Но герб снова не прошел геральдическую экспертизу.
В принципе, Кемеровская область на определенном этапе была в шаге от получения регистрового номера. Последний герб совсем немного не подошел под утвержденные нормы. И даже был подготовлен проект геральдической доработки, предложенный в январе 2018 года администрации и Совету народных депутатов Кемеровской области. Но почему-то они не стали доводить его до ума и регистрации. Видимо, раз нет никаких правовых норм, которые бы обязывали их выполнять рекомендации Геральдического совета, то эти рекомендации можно просто игнорировать. Поэтому Кузбасс до сих пор довольствуется утвержденным на региональном уровне гербом, который, по сути, без государственной регистрации является всего лишь эмблемой, не имеющей официального государственного статуса.
– Что нужно сделать, чтобы обзавестись официальным гербом?
– Ничего особенного. Муниципалитет должен проявить инициативу и обратиться с ней в региональное отделение или напрямую в Союз геральдистов России. Разработка герба вряд ли ударит по региональному или муниципальному бюджету. С инициатором заключается договор и начинается совместная работа с обсуждением идей, их корректировкой, воплощением и приведением в соответствие с геральдическими правилами. Далее герб проходит геральдическую и юридическую экспертизы в Государственной герольдии. После всех корректировок он утверждается Геральдическим советом при президенте РФ, а муниципалитету выдается свидетельство с регистрационным номером, подписанное государственным герольдмейстером РФ Георгием Вилинбаховым. После этого герб становится государственным юридическим символом, а муниципальное образование – обладателем государственного правового знака, со всеми юридическим правами и последствиями.
– Да, процесс не слишком замысловат, судя по вашему описанию. Но, действительно, стоит ли уделять этому внимание, если никто к этому не обязывает? Проще говоря, зачем оно нам надо? Что дает внесение герба в госрегистр и придание ему официального статуса?
– Во-первых, официальный государственный символ охраняется федеральным законом. А неофициальные символы, в частности герб и флаг Кемеровской области, охраняются лишь региональным законодательством. Цитата: «Лица, виновные в надругательстве над символами Кемеровской области либо ненадлежащем использовании, воспроизведении символов Кемеровской области, несут ответственность в соответствии с действующим законодательством». Но что это за ответственность и каковым будет наказание – лично мне не понятно. Конкретного ответа я найти так и не смог. В то время как наказание за надругательство над государственными символами четко прописано в ст.329 Уголовного кодекса РФ: ограничение свободы на срок до одного года, либо принудительные работы на тот же срок, либо арест на срок от трех до шести месяцев, либо лишение свободы на срок до одного года.
В дополнение к этому может возникнуть неоднозначная ситуация при использовании официальных документов. Мне известно о прецеденте, возникшем в Красноярском крае, когда международные юристы отказались принимать во внимание документ, на котором стоял незарегистрированный герб. Они назвали документ «бумажкой» с логотипом и отказали ей в статусе.